Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Цимлянск

Версия для слабовидящих 
Get Adobe Flash player
August 2015
Mo Tu We Th Fr Sa Su
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЕГЭ»

 

8(86391) 22 3 29

Отдел образования Администрации Цимлянского района

 

roocimla.gauriacro.ru

сайт отдел образования Администрации Цимлянского района
 

#дтдрядом

Детский телефон доверия 8800-2000-122
 
 
Телефон горячей линии министерства общего и профессионального образования Ростовской области по противодействию коррупции
(863) 240-41-91

Телефон горячей линии
отдела образования Администрации Цимлянского района по противодействию коррупции
(86391) 2-23-29
 
 

 

 

 

 

 

Вузы России: навигатор абитуриента - 2019

 

Национальная электронная бибилиотека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
- круглосуточный телефон дежурной части Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ростовской области – 8 (863) 249-34-44;
--------------------------------------------------
- «телефон доверия» ГБУ РО «Наркологический диспансер» (понедельник-пятница, с 9.00 до 17.30) – 8 (863) 240-60-70;
--------------------------------------------------

Статистика

Посетители
3
Материалы
1252
Количество просмотров материалов
1483710

Самостоятельная работа на уроках чтения, как средство развития познавательной активности.

Исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом её выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учиться.
Большими возможностями для организации самостоятельной работы 
обладают уроки литературного чтения.
Работа над художественным произведением в начальных классах –это область элементарного анализа. Простейшие виды разбора текста позволяют не только воспринять и уяснить событийную сторону произведения его художественное своеобразие. 
Для постижения идейно-художественной ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся.
Говоря о самостоятельной работе, мы часто всего отмечаем такие формы, как пересказ составление плана, устное сочинение, словесное рисование, деление текста на части и т.д.Но если посмотреть на все эти формы работы с точки зрения участия в них учащихся, то увидим, что одна и та же форма работы может проходить на разных уровнях самостоятельности.
1.Подробный пересказ Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память .
2.Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.
3.Краткий пересказ - новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.
То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование, или ответы на вопросы учителя. Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. В связи с этим по уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы.
К первой группе относятся работы воспроизводящего характера, выполняя которые младшие школьники опираются на память и просто воспроизводят прочитанное.
Например: вопросы  и задания из учебника « Родная речь» (состав. Голованова, Горецкий, Климанова.)
- Какие сказки Пушкина ты читал или слыша?
- Кому из поэтов принадлежат строчки…..?
- Вспомни пословицы о труде.
- Что нового ты узнал о жизни животных?
 
Следует отметить, что в данном учебнике их небольшое количество. Всё- таки основная часть вопросов и заданий относится ко второй группе- это работы тоже воспроизводящие, но с элементами творчества:
 - Почему раздел назван «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок?» 
- Что ты заметил схожего и различного в прочитанных сказках и былинах? 
- Почему Бунина привлекает не пышное цветение дорогих цветов, а 
 скромные полевые цветы?
 
При рабате над подобными заданиями уменьшается доля воспроизведения, и появляются элементы трансформации материала.
К этой группе (третьей) можно отнести деление текста на части, нахождение главного в каждой из них, составление плана, т. е. такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышляя над событиями.
Большая доля самостоятельности имеет место в работах творческого характера, при выполнении которых ученики с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это частично поисковые работы.
Например: - Почему сказки, сложенные русским народом давным-давно, живу и сегодня?
- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? 
- С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ « Какая бывает роса на траве?»
 
Подобных заданий в учебниках достаточно много, и именно по ним, на наш взгляд, можно судить о глубине осмысления учебного материала, 
понимания поступков героев, идеи произведения.
Наивысшая степень самостоятельности проявляется в рабы четвёртой группы. Это творческие работы поискового характера. Они вполне возможны в начальных классах. К четвёртому классу дети уже знакомы с различными жанрами, поэтому проводится работа на сравнение произведений разных жанров, разных авторов. 
  Возможны и литературные работы собственного сочинении: сказки, стихи, рассказы, загадки и т. д.
Конечно, работы этой группы сложны, но готовить к ним младших школьников необходимо, и подготовительные задания уже имеются в учебниках 2 класса.
Например: -Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя. 
-Придумай текст с описанием. 
-В каких случаях можно использовать слова из басни « Да только воз и ныне там »?
Подобные задания требуют от младших школьников полной самостоятельности. Показателем литературного развития учащихся будет их умение переносить полученные знания в новую ситуацию, умение самостоятельно постичь новый материал. 
Однако общие задания для всего класса не могут быть доступными в одинаковой мере всем учащимся. В этом одна из трудностей в организации и проведении самостоятельной работы в связи чтением художественных произведений в начальных классах. 
Решить эту проблему можно с помощью различных карточек, что позволит учителю дифференцировать задания.
Поскольку учебник «Родная речь» предусматривает ведение тетрадей по чтению, то на уроке может иметь место и письменная работа. 
Карточка 1. Вариант 1(предназначена для сильных учеников)
Задание : Распредели пословицы на две группы
-Умелые руки работы не боятся.
- Ленивому всё некогда.
-От неумелого лесоруба деревья плачут.
- Рукам работа – душе праздник.
- Дело мастера боится.
 
Вариант2 (для слабых учеников)
Задание: Распредели пословицы на две группы: в первую группу запиши пословицы о мастерах-умельцах, во вторую группу –о лентяях и болтунах.
(пословицы те же) 
Карточка2 Почему мальчик ( из рассказа Толстого «Прыжок» )оказался на мачте корабля? Выбери и запиши правильный ответ:
а ) хотел испытать свою волю, смелость;
б ) так сложились обстоятельства;
в )хотел похвастаться своей ловкостью.
Выполняя эти задания, дети приучаются внимательно относится к тексту, поиски правильного ответа заставляют их вновь обращаться к чтению, способствуют развитию логического мышления, и, конечно, развитию самостоятельности.
Планируя самостоятельную работу, учитель должен исходить из того, что различное сочетание самостоятельных работ только тогда приведёт к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора вопросов и заданий, независимых от дидактических целей.
  Знания, полученные самостоятельно отличаются глубиной и прочностью, становятся убеждениями.
 

 

© 2020 Официальный сайт МБОУ СОШ №3 г.Цимлянск. Все права защищены.
Яндекс.Метрика